|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История абортаВ настоящее время разрешены аборты в исключительных случаях в Северной Ирландии и на Мальте. Строгие законы касательно аборта действуют в Испании, Португалии, Польше и Швейцарии. В Японии не разрешены к продаже противозачаточные таблетки. Согласие мужа на аборт требуется в Турции. В Объединенных Арабских Эмиратах, Афганистане, Анголе, Египте, Папуа Новой Гвинее аборты полностью запрещены. В Непале женщин, нелегально сделавших аборт, судят за убийство и отправляют в тюрьму. К искусственному аборту прибегали еще в древности. Отношение общества и государства к аборту в различные времена зависело от особенностей общественного и государственного строя, от экономических и социальных условий жизни, от численности и плотности населения, от развития религиозных верований… Нет в обществе единства по этой проблеме и в наши дни. Законодательство Древней Греции и Рима жизнь плода не охраняло. Аборты не преследовались и даже оправдывались. По существовавшему тогда представлению плод в чреве матери не считался прообразом человека, Аристотелю принадлежит высказывание: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить». Единственная культура древности, где существовало абсолютное осуждение аборта и за аборт полагалась смертная казнь - культура древнего Перу:. Ранняя христианская церковь осуждала аборт или детоубийство. Наказание за аборт доходило до 10 лет и более покаяния и отлучения от церкви. Более строгим наказание было за аборт, сделанный после начала шевеления ребенка. В России смертная казнь за искусственное прерывание беременности была установлена во второй половине XVII века законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым. В 1715 году Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь. В более позднее время смертная казнь была отменена и в других странах, но наказание в течение многих лет продолжало оставаться суровым. Ясно, что при таком положении дел существовали тайные аборты. Постепенно вопрос об абортах из области медицинской перешел в область государственных интересов. В древности на то или иное решение вопроса определяющим образом влияли соображения об увеличении числа рабов в качестве бесплатной рабочей силы, о большем числе налогоплательщиков, вообще о фискальных интересах, о росте количества солдат. Что касается русского законодательства, то в старом Уложении о наказаниях (1885 год) имеется несколько статей, касающихся абортов. В одной из них речь идет о производстве аборта «без ведома и согласия беременной». Другая статья касается сознательного производства аборта: «Кто с ведома и согласия самой беременной женщины употребит с умыслом какое-либо средство для изгнания плода ее, тот за сие подвергается лишению всех прав состояния и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от 5 до 6 лет. Сама беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию с другими употребит какое-либо средство для изгнания плода своего, подвергается: лишению всех прав состояния и заключению в тюрьму на время от 4 до 5 лет». Ответственность проводившего операцию определяется в следующей статье: «Наказания, определяемые в предшествовавших статьях, возвышаются одной степенью, если в употреблении средства для изгнания плода беременной женщины изобличены врач, акушер, повивальная бабка или аптекарь, или же доказано, что подсудимый был уже и прежде виновен в сем преступлении». Более поздний отечественный законопроект министерства юстиции грозил матери, виновной в умерщвлении плода, заключением в исправительном доме сроком до 3 лет. Такое же наказание было предусмотрено и в отношении всякого лица, виновного в умерщвлении плода беременной, причем, если этим лицом являлся врач или повивальная бабка, то суд был вправе лишить виновного практики сроком до 5 лет и опубликовать свой приговор. Наказанию подлежали также и третьи лица, даже если они с согласия беременной участвовали в деянии, а также пособники, доставлявшие необходимые средства для истребления плода. Если же умерщвление плода произошло без согласия беременной, то виновные наказывались каторгой до 8 лет. Неосторожный аборт наказанию не подлежал. Двойная мораль в соотнесении законодательной и действительной сторон положения с абортами в России того времени заключалась в том, что хотя студентов-медиков открыто обучали операции в клиниках, описывали ее в учебниках и производили, с учебными целями, в операционных, но закон за эту акушерскую процедуру предусматривал строгое наказание. Даже в случаях, когда продолжение беременности неизбежно привело бы к смерти женщины или непоправимому вреду для ее здоровья — считалось, что врач, с точки зрения формального права, все-таки совершал преступление, делая аборт. Также преступным признавалось прерывание беременности, например, у девочки или у психически больной. Не составляло исключения даже зачатие на почве явного обмана девушки, тайного спаивания, угроз. Фактически аборты (при наличии показаний) производились совершенно открыто и широко в больницах и клиниках, закон предусматривал наказание за эту операцию, как и за операцию без показаний. В случае аборта женщину неминуемо ждали — по букве закона — лишение всех прав состояния и тюрьма, а проводившего операцию — лишение всех прав и ссылка в Сибирь на поселение. Закон не делал исключения и в случае медицинских показаний, и преступной, заслуживающей суровой кары оказывалась даже такая операция аборта, которую проходили на медицинских факультетах, как обязательную. Примечательно, что то же самое законодательство в отношении детоубийцы-девушки находило все же более или менее человеческие, сочувственные ноты: закон устанавливал снисхождение, если убила свое дитя первородящая, так как она сделала это «угнетаемая стыдом и страхом». Впрочем, за аборт, совершенный незамужней женщиной, более поздним законом была установлена пониженная ответственность. В мусульманских странах уже в XIX веке существовали официальные учреждения, где женщины делали аборты. В 1875 году мать султана Абдул-Газиса даже издала приказ, чтобы всякая обитательница дворца в случае беременности делала себе аборт. В гареме султана для этой цели имелось специальное лицо — «кровавая повитуха». Вообще, начиная с XIX века аборты получили широкое распространение. В ХХ веке производство абортов в больших городах везде стало вполне обычным явлением, и никакие судебные кары не пугали женщин. Впрочем, необходимо отметить, что угрозы закона в большинстве случаев оставались на бумаге. Волна абортов неудержимо росла, и во всех странах, в том числе и в России, в каждом большом городе большое число врачей, акушерок, повитух имело обширную абортивную практику. Увеличению числа абортов способствовало усовершенствование абортивных технологий. В Париже не только существовало много специальных институтов для абортирования, но в начале XX века действовал даже особый абонемент со скидкой — для постоянных «клиентов». За два года до первой мировой войны в парижских парламентских кругах совершенно серьезно обсуждался проект о введении государственного страхования от рождения детей. Это свидетельство упадка жизненности нации, фактическая угроза вымирания. В высшей степени знаменательно, что так трагически стоял вопрос именно во Франции, стране, с одной стороны, богатой и зараженной духом свободы, а с другой стороны — классической стране суровых преследований аборта, тяжких кар за эту операцию. Вся бесплодность судебной системы борьбы с абортами здесь видна воочию. Важно отметить еще один момент — отношение к холостому образу жизни. Отрицательное отношение к отказу от брака было широко распространено в Европе. Старинные обряды многих стран требовали, чтобы мужчину, умершего холостым, венчали с девушкой после его смерти; подобный обряд существовал на Руси в X веке. Следы этой церемонии сохранились в различном виде в Сербии, Черногории, Подолии, некоторых частях Германии и в других странах. Лежащее в основе всех этих фактов осуждение безбрачия лучше всего выражено у Платона, который, хотя и сам был холост, требовал, чтобы каждый холостяк вносил в казну сумму, потребную на содержание жены, так как «не желающие жениться и производить детей причиняют ущерб численности людей и разрушают города и государственный порядок».
|
|
www.choicewoman.ru |
главная
|
все ответы на вопросы
|
карта сайта
|
реклама на сайте
|
обратная связь
© 2007 copyright - Сhoicewoman.ru - Выбор женщины - все о абортах и их последствиях женский медицинский справочник по прерыванию беременности При полном или частичном использовании материалов, гиперссылка на www.choicewoman.ru обязательна |